новости факультета

21–22 ноября 2024 г. приглашаем вас принять участие в XII Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 270-летию МГУ имени М. В. Ломоносова, «Иберо-романистика в современном мире: научная парадигма и актуальные задачи».

все новости →


Журнал «Дружба народов» на филологическом факультете

14 декабря 2010 года в Пушкинской гостиной филологического факультета состоялась встреча с творческим коллективом журнала «Дружба народов». Слова Л.Н. Толстого «Раскидывать паутину любви...» стали эпиграфом к встрече и определили направление беседы. Столетие со дня смерти Л.Н. Толстого — это вершина, с которой можно обозреть современную культуру и попытаться ответить на вопросы: «Какова роль Л.Н.Толстого в новейшей литературе?», «Каково сейчас читательское восприятие Л.Н.Толстого?» и «Что такое литература вообще, литературный процесс после Л.Н.Толстого?» Обозначилась и еще одна тема — диалог разных национальных культур. Это особенно актуально после событий 11 декабря на Манежной площади в Москве.

Олег Клинг, заместитель декана по научной работе, заведующий кафедрой теории литературы, открыл встречу, обратил внимание присутствующих на то, что творческие связи между филологическим факультетом МГУ им.М.В. Ломоносова и представителями современной литературы уже стали традицией. В этот раз писатель и главный редактор журнала «Дружба народов» Александр Эбаноидзе, критик Лев Аннинский, писатель Чингиз Гусейнов, поэт Инна Кабыш, поэт Герман Власов, поэт Галина Климова, критик Алла Марченко и писатель Фарид Нагим рассказали о своем видении Л.Н. Толстого.

Лев Аннинский прочитал свое эссе, посвященное классику. Л.Н.Толстой был «сверхъестественным проявлением естественности». Он изрекал вечные, общезначимые истины. И вслед за ним «впадали в простоту, как в ересь». Он был последним выражением старого мира, его последней опорой, и когда этой опоры не стало, мир оглушительно рухнул. Он был и тем найденным зеркалом, в которое хотела смотреться русская революция. Сейчас мы столкнулись с глобальным непониманием простоты. Во время Второй мировой войны «мы отступали в „Войну и мир“». Теперь же наступило не только столетие со дня ухода Толстого из Ясной Поляны, наступила эпоха ухода Толстого. Шестидесятников Лев Аннинский назвал «последними идеалистами» и констатировал поколенческую неудачу.

Тему постепенного отмирания XIX века продолжила Алла Марченко. «Толстый литературный журнал — это русский бренд», — сказала она. Но сегодняшнее функционирование толстого журнала кардинально отличается от его жизни в советскую и досоветскую эпохи. Оптимисты полагают, что современный литературный журнал — это журнал для писателей, но, как подчеркнула А. Марченко, многие писатели не читают ничего, кроме собственных текстов. Литературный журнал же — это «зарядка для ума». Он полилогиничен, отражает множественность точек зрения. Литература должна выполнять дидактическую функцию. Таким образом, что говорит теперешнее существование литературных журналов о состоянии культуры?

Эта точка зрения вызвала оживленные дискуссии. Студенты говорили о необходимости новой модели презентации текстов. Состояние толстых журналов может измениться при использовании грамотного пиара и усиленном сотрудничестве с электронными СМИ. Сегодня перед нами стоит не проблема отсутствия читателя, а проблема трансформации его присутствия. Мария Михайлова, профессор кафедры истории литературы XX века, привела примеры действенности хорошей раскрутки и призвала использовать новые возможности в важном деле борьбы за культурное пространство.

Александр Эбаноидзе рассказал о повседневной работе журнала «Дружбы народов», о том, как отбираются тексты для публикации и какие значимые литературные события произошли в последнее время на постсоветском пространстве. Особенно он выделил роман «Годори» грузинского писателя Отара Чиладзе. Перевод текста на русский язык и публикация в толстом журнале дают автору возможность выйти в европейскую и мировую литературы, а для начинающего писателя это еще и возможность найти издателя. Журнал старается сохранить единое литературное русскоязычное пространство на постсоветской территории.

Чингиз Гусейнов отметил, что в изучении национальных литератур необходимо руководствоваться этим же принципом единства пространства. Изучение литератур Российской федерации нужно сочетать с изучением литератур бывших союзных республик, так как в их развитии наблюдаются сходные и взаимосвязанные процессы. Он поделился своим опытом прочтения такого комплексного курса на филологическом факультете МГУ.

Потом Галина Климова, Герман Власов и Инна Кабыш прочитали свои стихи. Инна Кабыш рассказала об осознании влияния на себя Л.Н. Толстого. В извечном выборе между Л.Н. Толстым и Ф.М. Достоевским она отдавала предпочтение Ф.М. Достоевскому. Но Л.Н.Толстой так укоренен в русской культуре, «растворен» в ней, что задумавшись о его месте в своих текстах, Инна Кабыш неожиданно встретила и аллюзии на уход из Ясной Поляны, и упоминания персонажей «Войны и мира».

Фарид Нагим развил тему всеприсутствия Л.Н.Толстого. Он говорил и о своем, очень личном, восприятии Л.Н. Толстого, и о восприятии Л.Н. Толстого обществом. Л. Н. Толстой поражал читателя своей злободневностью. Например, из множества трагических смертей для Анны Карениной Л.Н. Толстой выбрал самую современную. Она погибла под колесами поезда. Все новые веяния и изменения в социальной сфере отражались в текстах классика. И читатель, видя в тексте реалии своей жизни, пережитые им ситуации и волнующие его вопросы, переносился туда вслед за ними и попадал во власть толстовского слова. Говоря о нечитаемости современной литературы, мы должны задуматься, решает ли она какие-нибудь наболевшие, мучающие читателя вопросы. Готова ли она, хочет ли она, смеет ли она внятно обсуждать сегодняшние социальные и нравственные проблемы?

Потом творческому коллективу журнала «Дружбы народов» были заданы вопросы о творчестве Лили Газизовой, о возможном развитии литературного процесса, о литературной ситуации в странах СНГ. Обсуждение коснулось и последних событий, связанных с интернациональными отношениями.

Подводя итоги встречи, прошедшей под эпиграфом «Раскидывать паутину любви...», можно сказать, что Л.Н. Толстой остается одной из определяющих фигур русской культуры, хотя восприятие его роли в современной литературе разнится от трагического ощущения настоящего как эпохи его ухода до впечатления его всеприсутствия ..

Мария Панкратова,
студентка 3-го курса

Фотографии







Прошедшие мероприятия

119991, Москва, Ленинские горы, ГСП-1,
МГУ имени М. В. Ломоносова,
1-й корпус гуманитарных факультетов (1-й ГУМ),
филологический факультет
Тел.: +7 (495) 939-32-77, E-mail:

© Филологический факультет
МГУ имени М. В. Ломоносова, 2024 г.